Анекдоты о художниках. Вып. 12


Анекдоты № 916 от 25.03.2018 г.




“Впечатление”

15 апреля 1874 года в Париже должна была открыться выставка произведений группы художников, которых позже стали называть импрессионистами. Развеской картин занялся Огюст Ренуар, а его брат Эдмон стал составлять каталог предстоящей выставки.
Эдмону очень не нравились однообразные названия картин многих художников, и он постоянно ворчал. Вывели его из себя названия картин Клода Моне: “Вход в деревню”, “Выход из деревни”, “Утро в деревне”...
Что это за названия?
Моне объяснил, что последнюю картину он написал в Гавре, глядя утром из окна. Но Эдмон никак не мог понять, почему “Утро в деревне”?
Моне уступил:
"Ну, хорошо. Поставьте другое название, например “Восход солнца”".
Тут его словно что-то осенило, и он добавил:
"Лучше - “Впечатление, восходящее солнце” (Impression, soleil levant)".
На открывшейся 15 апреля выставке данная картина Клода Моне из-за своего нелепого названия была отмечена публикой особенно насмешливо и непримиримо. А через десять дней известный критик Луи Леруа опубликовал в газете “Шаривари” резко критическую статью под названием “Выставка импрессионистов”.
Так появилось это знаменитое название для нового направления в живописи.

Кстати, большинство исследователей считают, что на этой знаменитой картине изображён закат.

Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) — французский художник.
Эдмон Пьер Ренуар (1849-1944) — журналист и критик искусства.
Оскар Клод Моне (1840-1926) — французский художник.
Луи Леруа (1812-1885) — французский критик, драматург и гравёр.

Первые шаги Моне

Клод Моне был в юности талантливым шаржистом, что позволяло ему в Гавре не только зарабатывать себе на жизнь в одной из местных пивных, но и скопить на дорогу в Париж.
Здесь он вместе с новым приятелем Камиллом Писсарро часто бывал в пивной (или это было кафе?) “Мартир”, в котором он тоже мог заработать несколько франков, создавая шаржи на парижских знаменитостей.
В этой же пивной молодые люди часто видели Гюстава Курбе в компании единомышленников. Но познакомился Моне с маститым живописцем только в 1862 году после своего возвращения с военной службы.

Камиль Писсарро (1830-1903) — французский художник.
Жан Дезире Гюстав Курбе (1819-1877) — французский художник-реалист.

Чуть не драка

Хотя писетль Шанфлёри под воздействием своего друга Курбе и причислял себя к реалистам, но он разделял не все взгляды художника.
Однажды в небольшой статье “Друзья природы” Шанфлёри слегка задел методы работы Курбе и его сторонников, то есть - реализма...
Когда он вечером того же дня он спокойно появился в пивной “Мартир”, друзья Курбе во главе со своим мэтром набросились на несчастного писателя, который никак не мог понять причины гнева своих друзей. Дискуссия между единомышленниками разгорелась с такой силой, что прохожие решили, будто начинается драка и стали собираться возле пивной, чтобы поглазеть. К их разочарованию, реалисты сумели договориться мирно.

Жюль Франсуа Феликс Юссон (1821-1889) - известен как Флёри или Шанфлёри, французский писатель.

Эти друзья

В начале 80-х годов XIX века между импрессионистами стали заметно портиться отношения. Так Сезанн, придя вместе с Гийоменом в кафе “Гербуа”, мог указать на других художников и сказать своему спутнику:
"Все эти типы — мерзавцы! Они одеты, как нотариусы".
Поль Сезанн (1838-1909) — французский художник.
Жан Батист Арман Гийомен (1841-1927) — французский художник; принимал участие почти во всех выставках импрессионистов.

Долой пленэр!

Дега хоть и был членом группы импрессионистов, но по многим вопросам не соглашался с ними, а своими едкими, а часто и остроумными, высказываниями он в создавал в кругу художников напряженную атмосферу.
Однажды Дега сказал Воллару:
"Знаете, что я думаю о художниках, которые выходят работать на большую дорогу. Если бы я был в правительстве, то завел бы отряд жандармерии, чтобы следить за типами, которые пишут пейзажи с натуры... О! Я не хочу ничьей смерти, и меня бы вполне устроило, если бы для начала ружья были заряжены дробью".
Илер Жермен Эдгар де Га (1834-1917) — он же Эдгар Дега, французский живописец и скульптор.
Амбруаз Воллар (1866-1939) — торговец произведениями искусства, коллекционер и издатель.

Нищета Сислея

Из всех художников, которых мы называем импрессионистами, тяжелее всего приходилось Альфреду Сислею, который почти всю жизнь провёл в нищете и безвестности. Частенько его от голодной смерти спасал пекарь Мурер, приглашая к себе на обед. Но и этот милый человек, друг Писсарро, собиравший картины других импрессионистов, не слишком ценил полотна Сислея.
Мурер почти год упрашивал журналиста Дюре, чтобы тот нашёл мецената, согласившегося бы за ежегодную ренту в 500 франков принять на хранение 30 полотен Сислея, находившихся у кондитера. Попытки Дюре не увенчались успехом.
Сислей умер в 1899 году в полной нищете, а уже через год его картину “Наводнение” приобрёл банкир Камондо за 43 тысячи (!) франков. Подобной суммы Сислей никогда не смог заработать за всю свою жизнь.

Альфред Сислей (1839-1899) - англичанин, но французский художник.
Эжен Мурер (1846-1906) — пекарь, предприниматель, коллекционер и художник-самоучка.
Теодор Дюре (1838-1927) — французский журналист и художественный критик.
Исаак де Камондо (1851-1911) — французский банкир и коллекционер.

Обмен мыслями

Одним из сильных противников импрессионистов стал в середине 80-х годов XIX века художник Жером, видный представитель академической живописи. Это был довольно приятный и остроумный человек.
После одного из обедов, во время которого обсуждались проблемы современного искусства, Жером со вздохом сказал спутнику:
"Мы обменялись мыслями, и я почувствовал себя идиотом".
Жан Леон Жером (1824-1904) — французский художник и скульптор, представитель академизма.

Заметка Базиля

Но и в более ранние годы Жером относился отрицательно к молодым художникам нового направления. После того как появление в Салоне 1869 года картин Моне и Сислея обернулось крупной неудачей, Базиль записал:
"Больше всех старался господин Жером; он обозвал нас бандой сумасшедших и даже заявил, что считает своим долгом сделать всё, чтобы помешать подобным художникам творить".
Жан Фредерик Базиль (1841–1870) - французский художник; раньше других импрессионистов начал писать на пленэре обнаженную натуру. Погиб во время Франко-прусской войны 1870–1871 гг.

Позор Франции

Даже в 1900 году Жером продолжал своё противодействие проникновению импрессионизма. Когда президент Лубе посетил Всемирную выставку и захотел войти в зал, где выставлялись работы импрессионистов, Он горячо проговорил:
"Прошу вас остановиться, господин президент. Далее следует позор Франции!"
Президент Лубе не прислушался к мнению Жерома и осмотрел работы импрессионистов.

Эмиль Франсуа Лубе (1838-1929) — президент Франции 1899-1906.

Анекдоты о художниках. Вып. 11

(Продолжение следует)