Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть XVI


Анекдоты № 842 от 03.09.2016 г.




Советы Конфуция

Конфуций советовал:
"В царство, где неспокойно, не входите. В царстве, охваченном смутой, не живите. Когда в Поднебесной порядок, будьте на виду. Если нет порядка, скройтесь".
В качестве примера Конфуций приводил мудреца по имени Цюй Бою, жившего в период “Вёсны и Осени” (примерно 722-479 гг. до Р.Х.) в царстве Вэй. О нём Конфуций сказал:
"Когда в царстве был порядок, находился на службе, когда в царстве не стало порядка, скрылся и хранил в себе возвышенные помыслы".


На горах и в водах

Во времена императора Шунь-ди (115-144, на престоле с 125) правителем Инчуани был некий Чжу Лун. Во время одного из пиров этот правитель спросил у начальника хозяйственного ведомства:
"Я слышал, что в вашей драгоценной области горы и воды рождают много выдающихся ши. Нельзя ли услышать о достойных и мудрых былых времен?"
Его собеседник ответил:
"Наша захудалая область проникнута высшей духовностью. Чжуншань [территория бывшего царства] вбирает в себя тончайший субстрат Срединного пика [гора Чжунъюэ], поэтому совершенномудрые в ней скапливаются, как драконы, великие герои собираются, как фениксы".


Отшельник Сюй Ю

Легендарный император Яо (2353-2234 гг. до Р.Х.) долго искал достойного человека, чтобы передать ему правление страной. Наконец он услышал про достойнейшего человека по имени Сюй Ю и проделал долгий путь для встречи с ним. После долгих бесед император Яо убедился в высоких нравственных качествах мудреца и почтительно попросил его принять верховную власть. Сюй Ю вежливо, но твёрдо отказался от этой чести, хотя император делал такие попытки несколько раз.
В конце концов, Сюй Ю исчез и стал жить отшельником в местности, где его никто не мог отыскать.
Объявился Сюй Ю уже в весьма преклонном возрасте, когда страной правил император Шунь, получивший трон из рук престарелого императора Яо. Шунь случайно встретил старика в поле, где тот споткнулся о камень, помог ему и вскоре узнал его имя. После этого император Шунь почтительно попросил мудреца стать его учителем, и Сюй Ю дал на это своё согласие.

Мудрец Ду Ань

С другой стороны идеалом мудреца служил Ду Ань (II век н.э.), о котором писали:
"Прославился познаниями в канонах, блестяще служил при дворе, в его неутомимой деятельности выразилась его внутренняя чистота. Он умалял себя, поддерживал общее, смотрел на славу как на пыль, на богатство и знатность – как тяжкую обузу, жил в соломенной хижине за плетёными воротами".


Братья-отшельники Шу-ци и Бо-и

Конфуций неоднократно с одобрением говорил о братьях-отшельниках Шу-ци и Бо-и:
"Бо-и [и] Шу-ци не помнили зла и роптали редко. Они стремились к человеколюбию и обрели его – чего им было роптать?"
Бо-и и Шу-ци были сыновьями правителя княжества Чжоу (или Гучжу?), а после смерти отца добровольно отказались от верховной власти. Когда же князем стал их воинственный брат У-ван, они не одобрили его жестокие методы правления и в знак протеста удалились на гору Шоуян, где и умерли с голоду.
Китайский историк Сыма Цянь (145-86 гг. до Р.Х.) придерживался несколько иного взгляда на историю братьев-отшельников:
"Бо-и [и] Шу-ци устыдились совершённого [чжоусцами] и из чувства долга и справедливости не стали есть чжоуский хлеб. Укрывшись на горе Шоуян, они собирали дикие травы и тем питались. Уже едва живые от голода, они сложили такую песню:
"Мы укрылись в Западных горах
И кормимся дикими травами.
Одно насилие сменилось другим,
Но не понимают [люди], что это неверный путь.
Шэнь-нун, Юй и [правители] Ся
Давно исчезли без следа.
Кому же нам теперь следовать?"
Так они умерли от голода на горе Шоуян. Какой же из этого сделать вывод – роптали они или нет?"
Шень-нун (он же Яньди и Яован) – мифический герой, один из Трёх великих императоров.
Юй – имеется в виду Юй Великий, один из мифических государей древности; считается основателем династии Ся (2205-1766 гг. до Р.Х.)

Пришлось заболеть

Во времена правления уже упоминавшегося императора Шунь-ди учёный Фань Ин два раза оставлял без внимания просьбы повелителя явиться к нему во дворец. Тогда император издал указ, в котором обвинял местные власти в неучтивом обращении с Фань Ином. Только после этого учёный почувствовал опасность и отправился в путь, но прикинулся больным, так что к трону императора его пришлось подносить на носилках.

Любовь к отшельникам

Китайский историк Фань Е (398—445) идеализировал первого правителя династии Поздняя Хань – Гуана У-ди (5 г. до Р.Х. – 57, правил с 25), - и обосновывал своё мнение, описывая отношение императора к отшельникам и другим достойным людям. В свой “Истории Поздней Хань” Фань Е писал, что Гуан У-ди
"оставлял подле себя свободное место для отшельников, показывая, что ищет их и не может настичь; посылал лучшие ткани и почётные экипажи для привлечения [отшельников] на службу, приказывал разыскивать их среди горных круч".
Именно поэтому, продолжает Фань Е, тогда
"во всех пределах царил порядок; человечность лелеяли и целеустремлённые мужи, и Гуан У-ди".
После смерти этого добродетельного императора, по словам Фань Е,
"императорская добродетель иссякла, негодяи и мошенники встали у власти, и мужи в глуши, соблюдая праведный путь, стыдились занимать должности гунов и цинов".


Уединённый Чжоу Се

Знаменитый учёный Чжоу Се не пошёл на государственную службу даже после персонального приглашения от шестого императора династии Восточная Хань Ань-ди (Сяоань-ди, личное имя Лу Ху, 94-125, правил со 106).
Чжоу Се жил очень скромно и уединённо, сам вспахивал своё поле и питался только плодами своих трудов. Учёный держал родственников и соседей на почтительном расстоянии, так что тем "редко удавалось видеть его".

Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть XV

(Продолжение следует)