Древний мир в анекдотах и фактах. Часть XII


Анекдоты № 701 от 16.08.2013 г.




“Не выноси!”

В Древней Греции возле популярных святилищ часто возводили гостиницы с пиршественными залами. В таких залах после совершения обряда жертвоприношения происходили священные трапезы, которые воспринимались греками как совместные трапезы людей и богов.
Во время этих трапез строго соблюдалось правило “Не выноси!” – за пределы священной территории нельзя было вынести ни кусочка такой жертвенной трапезы.
Позднее правило “Не выноси!” стало просто правилом хорошего тона на любых совместных трапезах, и уже Плутарх писал:
"Постараться унести с собой что-нибудь из угощения, было бы проявлением крайней невоспитанности".
Вместе с тем появились и блюда, которые готовились специально для того, чтобы гости могли унести их с собой в качестве гостинца.

Разделение Гомеровых поэм

В настоящее время сочинения Гомера “Илиада” и “Одиссея” разделены на 24 песни каждая. Однако такое разделение великих поэм произошло только в III веке до Р.Х., и осуществили его учёные Александрийской Библиотеки. Чаще всего эту честь приписывают Зенодоту Эфесскому (325-260). До этого существовало произвольное разделение гомеровских поэм на части в соответствии с их содержанием.
Различные древние авторы упоминают о таких известных частях, как “Каталог кораблей”, “Поединок” или “Передачу скипетра”. У Геродота упоминаются “Подвиги Диомеда” (это VI песнь “Илиады”, начиная с 289 стиха и далее).
С 468 стиха XVIII песни “Илиады” начиналась часть под названием “Изготовление оружия”, в которой даётся описание знаменитого щита Ахилла, изготовленного для него самим Гефестом.

Герои пируют сидя

Кстати, когда у Гомера военачальники пируют в шатре Агамемнона, то они соблюдают все правила приличия, да и пируют они сидя, как и положено героям.
Когда на таком пиру поссорились Ахилл и Одиссей, то предводитель ахейского войска Агамемнон только “веселился в душе”: ведь они спорили об очень важном вопросе – хитростью или силой следует брать Трою.
Даже пьяные женихи в “Одиссее” всего лишь запустили в незваного старика окороком (воловьей ногой), но Ктесипп тогда ещё не знал, что этим оскорбляет Одиссея, хозяина дома, в котором он пировал.
Совсем иную картину пиров можно найти в сочинениях Эсхила и Софокла.

На пирах в Македонии

При дворе Александра Македонского поэмы Гомера был и большом почёте, поэтому сам царь и его гости всегда пировали сидя, подражая древним героям.
Однажды Александр устроил пир для 6000 (шести тысяч!) своих офицеров и рассадил их на серебряных стульях и ложах, застеленных красивыми плащами пурпурового цвета.
Отметим, что в Македонском царстве никому не разрешалось возлегать за столом: это позволялось только герою, который один на один убивал только копьём дикого вепря без сетей и других вспомогательных средств.

Другие таланты Софокла

Известный драматург Софокл (496-406) в молодости был очень красив и ещё с детских лет весьма искусно танцевал и музицировал на различных инструментах.
Рассказывают, что после победы при Саламине (480 г. До Р.Х.) он намазался оливковым маслом и плясал под звуки кифары вокруг только что сооружённого трофея. Одни говорят, что он танцевал обнажённым, другие говорят – в плаще.
Позднее, при постановке своих пьес Софокл часто использовал своё мастерство. Так при постановке пьесы “Фамир” Софокл лично играл на кифаре, а при постановке “Навсикаи” – отлично играл в мяч.

Танцующий Сократ

В египетском городе Мемфисе в честь богини Баст или бога Аписа устраивали специальные пляски, которые сопровождались пением гимнов.
Ксенофонт (444-355) утверждал, что Сократ (469-399) обожал эту Мемфисову пляску, и его часто можно было застать танцующим. Своим друзьям и ученикам Сократ говорил, что пляска – это гимнастика для всех членов тела.

Движения Феофраста

Историк Гермипп (III век до Р.Х.) рассказывал, что знаменитый философ Феофраст (372-287) обычно приходил в Перипат (“крытая галерея для прогулок”) точно в назначенное время. Он всегда был умащён, тщательно одет и причёсан. Усевшись, Феофраст начинал свою лекцию, которую сопровождал всеми необходимыми по случаю движениями тела и лица. Когда однажды он изображал лакомку, то высунул язык и облизнулся.

Новшества Эсхила

Драматург Эсхил (525-456) облагородил сценические костюмы, привнеся в них величавость и благопристойность. Он также придумал множество новых танцевальных фигур и лично обучал им хоры при постановке своих пьес.
Перипатетик Хамелеонт (IV-III в. до Р.Х.) утверждал, что Эсхил первым, без помощи постановщика танцев, научил хор нужным фигурам, которые сам же и придумал. И Аристофан (444-385) выводит в своей комедии такого же Эсхила:
"Хорам разрабатывал сам я фигуры".
Говорят, что Эсхил даже часто играл в своих пьесах.

Вино вдохновляет только гения

Тот же Хамелеонт утверждал, что Эсхил при сочинении своих пьес регулярно вдохновлялся вином. Недаром ещё раньше Софокл говорил об Эсхиле:
"Если он и сочиняет как следует, то бессознательно".
Попробуйте в пьяном виде сочинить подобные шедеры!

Древний мир в анекдотах и фактах. Часть XI

(Продолжение последует)