Стравинский: люди и мир глазами композитора. Часть III


Анекдоты № 514 от 18.09.2009 г.




Анахронизмы Римского-Корсакова

Однажды Стравинский попытался обратить внимание Римского-Корсакова на какой-то анахронизм в одном из его либретто:
"Но, дорогой маэстро, неужели вы в самом деле считаете, что подобное выражение существовало в пятнадцатом веке".
Римский-Корсаков ответил:
"Оно в ходу сейчас, и это всё, о чем надо заботиться".


Серебряная корона

В кабинете Римского-Корсакова стояла большая серебряная корона, поднесённая ему Чайковским на первом исполнении Испанского каприччио. Чайковский присутствовал на генеральной репетиции и был так восхищён музыкой, что на следующий день преподнёс Римскому-Корсакову этот знак своего уважения.
Стравинский считал, что Римский-Корсаков завидовал Чайковскому и поэтому постоянно говорил, что
"музыка Чайковского свидетельствует об отвратительном вкусе".


Первая премьера Стравинского

Первая премьера сочинения Стравинского – Симфония Ми-бемоль мажор, посвящённая Римскому-Корсакову – состоялась в Петербурге 27 апреля 1907 года. Это был дневной концерт, и билеты были бесплатными.
Римский сидел рядом со Стравинским и изредка делал критические замечания:
"Это слишком тяжело, будьте осторожны с применением тромбонов в среднем регистре".
Стравинский не был уверен, что аплодисменты публики означали успех и с иронией отмечает:
"Единственным плохим предзнаменованием был Глазунов, который подошёл ко мне со словами:
"Очень мило, очень мило".
[Глазунов Александр Константинович (1865-1936).]

"Фавн и пастушка"

В том же году состоялась и вторая премьера Стравинского, "Фавн и пастушка". Это произведение раздражающим образом подействовало на Римского-Корсакова, который нашёл первую песню "странной", а применение целотонной гаммы подозрительно "дебюссистским". После концерта Римский-Корсаков сказал Стравинскому:
"Видите ли, я прослушал это, но если бы мне пришлось через полчаса прослушать это заново, я должен был бы снова сделать то же усилие, чтобы приспособиться".


Аренский

Римский-Корсаков очень придирчиво критиковал музыку Аренского. Стравинский вместе с Римским-Корсаковым присутствовал на спектакле Аренского "Сон на Волге". Для создания мрачной атмосферы Аренский использовал бас-кларнет, что, по словам Стравинского, вылилось в фарс из ковбойской жизни. Римский-Корсаков по этому поводу громко сказал Стравинскому:
"Благородный бас-корнет не должен использоваться таким позорным образом".
После смерти Аренского Римский-Корсаков разрешил напечатать своё жестокое мнение:
"Аренский сделал очень мало, и это немногое будет скоро забыто".
[Антон Степанович Аренский (1861-1906).]

Портрет Скрябина

Александр Николаевич Скрябин (1872-1915) имел высокомерный вид, белокурые волосы и белокурую бородку.
Скрябин был бестактен и высокомерен. Римскому он не нравился, и в разговорах со Стравинским он называл его "этот Нарцисс".
Композиторский талант Скрябина Римский-Корсаков ставил также не слишком высоко:
"Но это рубинштейновское".
По словам Стравинского, слова "Антон Рубинштейн" в то время были нарицательным термином для обозначения гадости.

Музыкальные вкусы Скрябина

Скрябин часто дискутировал о направлении в музыке Шопен-Лист, противопоставляя его германским традициям. Скрябин был шокирован, когда Стравинский выразил свое восхищение Шубертом, ведь фа-минорную фантазию Шуберта для фортепиано в четыре руки Скрябин считал музыкой для барышень.

Книги Скрябина

Скрябин очень любил книги, особенно Вилье де Лиль Адана, Гюисманса и прочих "декадентов". Он также был последователем госпожи Блаватской и сам считался видным и серьезным теософом.

Стравинский: люди и мир глазами композитора. Часть II

(Продолжение следует)