Анекдоты из жизни музыкантов, вып. 8. Джузеппе Верди


Анекдоты № 486 от 14.02.2009 г.


Доходы композитора

Джузеппе Верди (1813-1901) заработал за свою жизнь больше денег, чем любой другой композитор XIX века или предшествующих эпох. Да и потом только немногим композиторам удалось добиться больших успехов. Верди оставил после себя 282000 лир [10 лир равнялись 3 руб. 60 коп. серебром Российской Империи], не считая поместья Санта Агата и другого имущества.



Верди - землевладелец

В своем поместье Верди не только сочинял такие шедевры, как "Риголетто", "Аида", "Отелло", "Травиату" и "Трубадура", он много времени и внимания уделял и хозяйственным вопросам. По утрам композитор обходил поля и виноградники. Каждый вечер Верди осматривал свой сад, и если обнаруживал какой-нибудь непорядок, то штрафовал своего садовника. Эти деньги откладывались, а в конце года передавались какому-нибудь паралитику.
Верди так гордился своим поместьем, что на визитной карточке в графе "род занятий" указал – землевладелец.



Сочинитель

Легенда рассказывает, что Верди никогда не садился за рояль, сочиняя музыку, а сразу же записывал ее. Тем не менее, в его доме было четыре пианино, а для настройки какого-либо инструмента Верди отправлял его в Париж.



Яд для попугая

У Верди был любимый попугай по кличке Лорита, но иногда пронзительные крики птицы раздражали композитора. Однажды попугай так рассердил Верди, что тот решил отравить зловредную птицу, и попросил соседа купить в городе яд. Но когда сосед вернулся с ядом, Верди уже успел остыть и только и смог прошептать соседу:
"Никогда больше не упоминай об этом. Скажи мне только, сколько я тебе должен за яд, и забудь обо всем!"



"Аида" и Египет

Все знают оперу Верди "Аида", и существует множество рассказов о поездках композитора по Египту. На самом деле, Верди в Египте никогда не был, так как не любил моря, а всю оперу он написал в своем поместье.



Провал в консерваторию

В 1832 году еще совсем молодой Джузеппе Верди пытался поступить в Миланскую консерваторию. На экзамене он играл на рояле, показывал свои сочинения, но получил следующий ответ:
"Оставьте мысли о консерватории и найдите себе учителей среди городских музыкантов".
Прошло некоторое время и та же самая консерватория начала добиваться права носить имя отвергнутого ею музыканта.



Счет за прослушивание оперы

После постановки "Аиды" Верди был завален письмами с восторженными отзывами о его новой опере. Однако автор одного из писем писал, что он не разделяет восторгов широкой публики. Сплошь восторженные отзывы прессы и публики заставили его дважды съездить в Парму для прослушивания "Аиды", но он остается при своем мнении, что опере после нескольких спектаклей суждено пылиться в архиве. Заканчивалось это послание так:
"Можете судить, многоуважаемый Верди, каково мое сожаление об истраченных лирах. Прибавьте к этому, что я человек семейный, и такой расход не дает мне покоя. Поэтому я обращаюсь прямо к вам с просьбой возвратить мне потраченные деньги..."
К письму был приложен двойной счет на ж/д билеты до Пармы и обратно, билеты в театр и счет за ужин. Всего на 16 лир.

Тогда Верди поручил своему издателю выплатить деньги автору письма за вычетом четырех лир, истраченных на ужины. Верди написал издателю, что

"синьор мог бы поужинать и дома".
Кроме того, Верди попросил взять с этого человека подписку о том, что он никогда больше не будет слушать опер Верди
"во избежание новых расходов".



Верди и критик

Закончив оперу "Трубадур", Верди позвал одного видного музыкального критика и ознакомил того с несколькими фрагментами своего нового произведения. Верди поинтересовался мнением критика об услышанном, и тот заявил, что все показалось ему крайне плоским и невыразительным.
Тогда Верди бросился обнимать удивленного критика со словами:
"Как я рад! Ведь если произведение не понравилось вам, то оно, несомненно, понравится публике".



Замурованная бутылка

Рассказывают, что в Милане напротив театра "Ла Скала" есть трактир, в котором с давних времен собираются музыканты, артисты и прочие любители сцены.
Там под стеклом уже несколько десятков лет хранится бутылка шампанского, предназначенная тому, кто сумеет своими словами, последовательно и вразумительно, пересказать содержание оперы Верди "Трубадур".

Эта бутылка так до сих пор и не обрела своего владельца.



(Продолжение следует)