Венеция в анекдотах


Анекдоты № 67 от 28.01.2001 г.


Заглянем в Венецию

Нет, мы не будем гулять по каналам, площадям и дворцам этого удивительного города, как вам того, возможно, хотелось бы. Я предлагаю вашему вниманию, уважаемые читатели, лишь несколько бытовых зарисовок. Итак, Венеция...



Волосы венецианок

Глядя на картины венецианских художников, мы, как и наши предшественники, восхищаемся знаменитыми золотыми волосами венецианок. Никто и не думает, что все венецианские женщины имели такой цвет волос. Разумеется, они их красили. Вот один из сохранившихся старых рецептов:
"Возьми четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставь на огонь, дай вскипеть, а затем крась этим свои волосы на солнце".
Если вы захотите опробовать этот рецепт, то имейте в виду, что мыло тогда могло быть несколько другим, чем в наши дни.



Перепись куртизанок в Венеции

В начале XVI века Венеция вела тяжелые войны с Турцией. Денег естественно не хватало, и правительство изыскивало все новые и новые способы пополнить казну. В 1514 году венецианский сенат решил обложить специальным налогом всех куртизанок. Согласно проведенной переписи их оказалось около одиннадцати тысяч (!). Это дает некоторое представление о стиле и масштабах жизни города, ведь население Венеции почти никогда не превышало 150 тысяч человек.



Тинторетто и Аретино

Тинторетто был несколько необычным художником для своей эпохи. Он стоял как бы в стороне от общественно жизни. Не участвовал в пьянках и оргиях, которые устраивали такие его знаменитые современники Тициан и Аретино. Это был непреклонный человек, знавший чего он хочет и не отступавший перед трудностями в достижении своих целей. Люди близко знавшие Тинторетто, опасались задевать его, а богемных современников раздражали эти черты характера художника. Однажды Аретино пришел в мастерскую Тинторетто и стал резко критиковать картины художника, делая дерзкие замечания и в адрес самого художника. Тинторетто молча достал пистолет, Аретино удивленно замолчал и удалился.



Возникновение консерваторий

В XVIII веке Венеция была, наверное, самым музыкальным городом Европы. Четыре женских монастыря превратились в Венеции в четыре превосходно поставленные музыкальные школы. С тех пор слово "консерватория", означающее приют, стало применяться для названия любых музыкальных академий (высших училищ). Во главе этих консерваторий стояли лучшие композиторы того времени: Скарлатти, Гассе, Порпора, Иомелли, Галуппи. Хор и оркестр состояли исключительно из девочек и девушек, одетых в белые платья с цветами в волосах. Их выступления производили неизгладимое впечатление на путешественников. Сохранилось множество отзывов, но я приведу лишь некоторые из них.
Гете писал:
"Я не имел прежде никакого представления о подобных голосах".
Руссо восхищался:
"Я не имел раньше понятия о таком наслаждении, о таких нежных волнениях, какие заставляет испытывать эта музыка".
А вот, что писал Бэкфорд:
"Мало что я жалел так, расставаясь с Венецией, как эту консерваторию Мендиканти!"



Венецианские маски

В XVIII веке маски в Венеции стали почти что государственным учреждением. Каждому венецианцу дозволялось носить маску в следующие дни: с первого воскресенья октября до Рождества, с 6 января до первого дня поста, в день св. Марка, в Вознесение, в день выборов дожа и других должностных лиц Республики. Этот карнавал длился почти полгода. Во все эти дни открыты театры, и, как писал современник
"...все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В масках занимаются своими делами, выступают в судах, покупают рыбу, пишут письма и составляют документы, наносят визиты. В маске можно все сказать и на все осмелиться; разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец!"
Вы можете себе это представить?! Мне очень трудно.



О "баутте"

"Bautta" в переводе означает, вообще говоря, костюм-домино, но венецианская "баутта" была подчинена строгому рисунку и сочетанию двух цветов - белого и черного. "Баутта" была почти обязательным костюмом в дни ношения масок, то есть в полугодовой венецианский карнавал. Венецианская "баутта" состояла из белой атласной маски с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз. К маске прикреплялся кусок черного шелка, совершенно закрывавший нижнюю часть лица, шею и затылок. На голову одевалась черная треугольная шляпа, отделанная серебряными галунами, а на туловище накидывался широкий черный плащ с черной же кружевной пелериной. Также было положено надевать белые шелковые чулки и черные туфли с пряжками.



Ридотто

Так назывался открытый игорный дом, разрешенный правительством. Банк в Ридотто могли держать только патриции, но понтировать мог любой желающий. Однако Ридотто был не только игорным домом: это был настоящий центр венецианской жизни. Здесь завязывались любовные интриги и оттачивали свое мастерство различные авантюристы. Сюда приходили после ученых заседаний, судебных сессий или просто на дружеский ужин. После прогулок на гондоле, посещения театра или многочасового сидения в кафе, куда приходили люди? В Ридотто!
В 1774 году сенат постановил закрыть Ридотто, и уныние охватило всю Венецию. Путешественник, бывший свидетелем этого события, писал домой:
"Все стали ипохондриками: купцы не торгуют, ростовщики-евреи пожелтели, как дыни, продавцы масок умирают с голода, и у разных господ, привыкших тасовать карты по десять часов в сутки, окоченели руки. Положительно пороки необходимы для деятельности каждого государства".
А вы, уважаемые читатели, согласны с этим мнением?



Случай с Карло Гоцци

Однажды Гоцци надолго уехал в свое имение, а возвращался в Венецию уже в ноябре. Подъезжая к дому, он был измучен холодом, голодом и усталостью. Ему хотелось вымыться, поесть и выспаться, но улица у его дома была заполнена толпой масок, и Гоцци не смог пробиться к дверям своего дома. Зайдя со стороны канала, он с мостика увидел, что в его доме освещены все окна, слышна музыка и видны танцующие пары. С трудом удалось Гоцци проникнуть в свой дом. Там дворецкий объяснил ему, что патриций Брагадин празднует свое избрание патриархом и благодарит Гоцци за его любезное разрешение объединить их дома и пользоваться его залами для праздника. Изумленный Гоцци только и мог спросить:
"Но сколько же продлится это празднество?"
Дворецкий торжественно ответил:
"Чтобы не солгать вам - три дня и три ночи".
Три дня и три ночи бедный Гоцци вынужден был провести в гостинице. Когда Гоцци посетил Брагадина, тот сказал ему, что получил разрешение подписанное рукой Гоцци от некоего графа Барзиза. Это была одна из тех шуток, которые духи часто проделывали с Карло Гоцци. Нельзя же безнаказанно вторгаться в мир духов!



Месть Гоцци

У Карло Гоцци был долгий пятилетний роман с актрисой Теодорой Риччи. Но в один не очень прекрасный день она предпочла ему молодого англомана и франта Гратароля, который был секретарем сената. Гоцци тяжело переживал разрыв. Гратароль однажды посетил Гоцци и наговорил ему кучу любезностей и светской чепухи. Гоцци отомстил Гратаролю так, как это мог сделать только поэт и драматург. Он вывел блестящего секретаря сената в одной из своих комедий и заставил его говорить тьму всяческих глупостей. Вся Венеция собиралась в театре, чтобы увидеть Гратароля на сцене, и умирала со смеху.
Гратароль тяжело переживал случившееся. Он сердился, проявлял излишнюю горячность и сумел чем-то задеть местные власти. А власти и так косились на молодого человека, который любил придерживаться чужеземных обычаев. Гратаролю пришлось оставить государственную службу и покинуть Венецию. Но это не принесло Гоцци счастья, так как Теодора Риччи тоже покинула Венецию и уехала в Париж.



Ну, вот пока и все о Венеции! А как же комедия масок, Гольдони и Гоцци, Казанова и другие? Уважаемые читатели, не все сразу. Перечисленные же выше темы вполне могут стать темами отдельных Ворчалок. До новых встреч!