Анекдоты о древних


Анекдоты № 16 от 11.05.2000 г.


Хабрий и Ификрат

Полководца Хабрия вместе с Ификратом обвиняли в государственной измене. Однако даже при угрозе такой смертельной опасности он не менял своего образа жизни: он регулярно посещал гимнасий и не пропускал хороший обед. Ификрат упрекал его за это.
Хабрий на это только усмехнулся:
"Ну и что! Если афиняне нас приговорят, то ты пойдешь на смерть голодный и иссохший, а я умащенный и сытый!"



О коварстве этрусских гаруспиков

В древнем Риме тоже были свои национальные герои. Одним из них был Гораций Коклес, племянник одного из первых римских консулов, который во время внезапного нападения этрусков в одиночку вышел защищать мост через Тибр и удерживал его до подхода подкреплений. За этот подвиг ему еще при жизни была поставлена статуя на площади, где собиралось народное собрание. Вот в эту-то статую и ударила как-то молния. Для того чтобы очисть то место, куда ударила молния и похоронить ее саму, обычно призывали гаруспиков. В тот раз пригласили этрусских гаруспиков.
Но поскольку они оказались врагами Рима и всей душой ненавидели римский народ, то они решили совершить гибельные для Рима обряды. Они злонамеренно посоветовали перенести статую в низкое место, куда почти не проникал солнечный свет, из-за того, что оно было со всех сторон окружено высокими зданиями. Они уже почти убедили граждан поступить так, когда об их замысле кто-то донес властям. Гаруспики сознались в своем вероломстве и были умерщвлены. При расследовании обстоятельств гаданий выяснилось, что статую следовало поднять на возвышенность и установить на одном из самых высоких мест в Риме на площади Вулкана. Вследствие высокого положения этого места господство над миром должно было со временем перейти к Риму.
А по городу мальчишки распевали стих:
"Дурной совет причинил вред самому советчику".



Смерть от радости

Древних писателей занимали различные необычные происшествия. К ним относятся сообщения о внезапной смерти при получении радостных сообщений. В древних книгах сохранилось несколько таких случаев. Вот примеры некоторых из них.
У Аристотеля есть сообщение, что благородная дама Поликрита с Наксоса внезапно скончалась, получив неожиданную радостную весть.
Знаменитый комедиограф Филиппид, когда на старости лет, наконец, одержал победу в поэтическом состязании, был настолько обрадован, что умер сразу же после вести об этом.
В римских анналах был рассказ о том, что после поражения при Каннах, одна римлянка получила сообщение о смерти своего сына. Она долго горевала и скорбела о нем. А вскоре после окончания войны (т.е. через 15 лет) этот человек вернулся домой. Увидев давно оплаканного сына, мать от радости моментально скончалась.
Но самой знаменитой является история о Диагоре Родосском, одном из величайших эллинских атлетов. Он был победителем во всех четырех больших священных играх и подготовил своих сыновей и внуков к таким победам. У него было три сына, каждый из которых занимался своим видом спорта: борьбой, кулачным боем и панкратионом. В один день он увидел, как все трое стали победителями в Олимпии и были увенчаны венками. И вот, когда сыновья обнимали и целовали его, возложив ему на голову свои венки, а народ осыпал их цветами и поздравлениями, то там же на стадионе на глазах у всех собравшихся и в объятиях своих сыновей он испустил дух. Вот славная и почетная смерть!



Еще о шутках с цензорами

Холостяцкая жизнь в древнем Риме порицалась, и граждане обязаны были под присягой заверять цензора в том, что они женаты. Формула присяги была такой:
"Скажи по душе, женат ли ты?"
Один остряк и не знающий меры балагур решил, что и здесь он может пошутить. И на вопрос цензора он ответил:
"Женат-то, женат, но, клянусь Геркулесом, не по душе".
Тогда цензор за дерзкое поведение в столь ответственный момент перевел его в сословие эрариев. Кроме того, он письменно изложил, что причиной подобного взыскания стала шутовская выходка, имевшая место в его присутствии.
Один из поверенных цензоров, стоя в суде очень громко зевнул. Его тут же наказали, так как этот поступок говорил о безвольном характере обвиняемого и его полном равнодушии к происходящему. Ему пришлось присягнуть, что зевота овладела им, сломив его решительное сопротивление и противодействие, вследствие недуга, называемого "позыв к зевоте". Только после этого он был освобожден от назначенного ему порицания.



Драконт о своих законах

О законах афинского государственного деятеля Драконта говорили, что они написаны кровью, а не черной краской. Когда у него спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он ответил, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего.